Изготовление иконостаса из дерева для деревянного храма. Иконостасы из камня

Проект на иконостас делается согласно с архитектурой храма, для этого мы просим высылать фотографии, либо специалист знакомится с архитектурой на месте. Далее главный архитектор рисует эскиз, после его утверждения готовит проект. Также за основу можно брать ранее выполненные работы мастерской "Промысел", которые выложены в этом разделе, но и в этом случее иконостас будет индивидуальный, так как идет привязка к архитектуре храма, о чём мы говорили выше. Также иконостас можно заказать из любых пород дерева (кедр, сосна, ольха, липа, ясень, дуб) по своему образцу, который ближе по душе. От начала проектирования до установки уходит 2-7 месяцев. Цена иконостаса формируется в зависимости от его конструктивных особенностей, сложности исполнения, материала и размеров. Иконостас может быть деревянный, резной, с позолотой. После согласования и утверждения проекта мастерская просит внести 20% от стоимости икностаса и бригада мастеров приступает к его изготовлению. Далее происходит поэтапная оплата работы, мы предлагаем 5 этапов, по просьбе заказчика работу можно разбить до 10 этапов. Мастерская высылает еженедельный фотоотчет с комментариями, также заказчик может ежедневно наблюдать за созданием иконостаса через вебкамеры, которые установлены в столярной мастерской. Доставка и сборка иконостаса входит в общую стоимость. На сегодняшний день мастерской "Промысел" создано более 70 церковных иконостасов. Мы внимательно относимся к вашим пожеланиям. Все заказчики оставались довольны нашими специалистами и подходом к делу. Мастерская церковной утвари "Промысел" изготавливает качественные иконостасы и предлагает их по очень доступным ценам. Будем рады проконсультировать вас по любым вопросам, связанным с изготовлением иконостасов на заказ, пожалуйста, обращайтесь.

Цена за кв.м.: 52 500

Замеры, эскиз, проектирование, доставка (до 1000 км от Москвы) и сборка входят в основную стоимость.

Подробные условия работы нашей мастерской смотрите внизу страницы и в разделе "Доставка и оплата".

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • Храмовые иконостасы конца XVII – XIX века Ростова Великого

  • Заказывать иконостас лучше всего в той организации, где занимаются изготовлением иконостасов профессионально, а не от случая к случаю.

    Тогда можно быть уверенным, что сделанный из дерева иконостас простоит долгие годы, десятилетия, или даже несколько столетий без изменения геометрии, появления трещин или иных дефектов.

    В России есть несколько мастерских, чьи мастера обладают многолетним опытом изготовления резных иконостасов любой сложности.

    При заказе иконостаса стоимость, как правило, рассчитывается индивидуально в зависимости от выбранного материала, размеров и сложности резьбы.

    Исключением являются иконостасы, сделанные по типовым проектам, т.е. изготовление которых поставлено на поток, и которые собираются из отдельных стандартных резных модулей. С одной стороны, это позволяет существенно сократить стоимость и сроки изготовления иконостаса. С другой - даже при изменении цвета и размеров иконостаса в оформление храмов вносится некое однообразие, повторение.

    Для того, чтобы заказать иконостас , отправьте на e-mail чертеж, определяющий общую форму иконостаса (площадь иконостаса может быть одинаковой, но конечная стоимость изготовления отличаться), и общие пожелания в элементах резьбы по дереву. Также на конечную стоимость влияет выбор материала (липа, дуб, бук) и отделка (тонировка и лакировка; покраска эмалью; сусульное золото).

    Иконостас в православном храме

    Средняя часть храма знаменует собою прежде всего горний, ангельский мир, область небесного бытия, где пребывают и все праведники, отошедшие туда от земной жизни. По некоторым толкованиям, эта часть храма знаменует также область земного бытия, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный, Царство Божие, новое небо и новую землю в собственном смысле. Толкования сходятся в том, что средняя часть храма - это тварный мир, в отличие от алтаря, знаменующего собою область бытия Божия, область превыспреннего, где совершаются тайны Божий.

    При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице. В дальнейшем алтарь отделялся от храма особыми преградами и водружался на возвышении. Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней. Алтарные же преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII вв. алтарная преграда - решетка , являвшаяся символом-знамением отдельности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ - образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем - Господом Иисусом Христом. Это и есть иконостас в его современном виде. Он обращен своей лицевой стороной, иконами к средней части храма, носящей у нас название церковь, собственно церковь. Совпадения понятий Церковь Христова вообще, весь храм в целом, его средняя часть очень знаменательны и с духовной точки зрения не случайны.

    Область небесного бытия, которую знаменует средняя часть храма, есть область обоженной твари, область вечности, Царства Небесного, куда стремится в своем духовном пути полно та верующих людей земной Церкви, находящих свое спасение в храме, в церкви. Здесь, в храме, земная Церковь, таким образом, должна соприкасаться, встречаться с Церковью Небесной. В соответствующих молитвах, прошениях, где поминаются все святые, возгласах и действиях богослужения давно было выражено общение людей, стоящих в храме, с теми, кто находится на небесах и молится вместе с ними. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено и в иконах, и в старинной росписи храма. Не хватало до времени такого внешнего образа, который бы выказал, явил собою ясным, видимым способом невидимое, духовное предстательство Небесной Церкви за земную, ее посредничество в спасении живущих на земле. Таким видимым символом, точнее, - стройной совокупностью символов-образов стал иконостас.

    Все это можно отнести к любой иконе, в том числе и находящейся в жилом доме, и к настенным росписям храма. Отдельные иконы в разных частях храма и в частных домах, а также настенные росписи в храме имеют и силу Духа Святого, и способность через свое посредство вводить человека в общение с теми святыми, которые на них изображены, и свидетельствуют человеку о том состоянии обо женности, к которому и он сам должен стремиться. Но эти иконы и композиции стенных росписей или не создают общего образа Небесной Церкви, или не являются тем, чем является иконостас , а именно средостением между алтарем (местом особого присутствия Бога) и собранием (экклисией), церковью, совместно молящихся в храме людей. Поэтому иконостас есть совокупность образов, обретающих особенный смысл оттого, что они составляют алтарную преграду.

    Средостение между Богом и земнородными людьми Церкви Небесной, являемое иконостасом , определяется также глубиной догмата о Церкви, как о необходимейшем условии личного спасения каждого человека. Без посредничества Церкви никакое напряжение личного стремления человека к Богу не введет его в общение с Ним, не обеспечит ему спасения. Человек может спастись только как член Церкви, член Тела Христова, через таинство Крещения, периодического покаяния (исповеди), причастия Тела и Крови Христовых, молитвенного общения со всей полнотой Небесной и земной Церкви. Это определено и установлено Самим Сыном Божиим в Евангелии, раскрыто и объяснено в вероучении Церкви. Вне Церкви нет спасения: "Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец" (русская пословица)!

    По мере необходимости или случая общение верующего человека с Небесной Церковью и прибегание к ее посредничеству может быть чисто духовным - вне храма. Но поскольку речь идет о символике храма, то в этой символике иконостас есть необходимейший внешний образ посредничества Небесной Церкви.

    Иконостас устраивается на том же возвышении, что и алтарь. Но это возвышение продолжается от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся. Возвышение это бывает на одну или несколько ступеней от пола храма. Расстояние между иконостасом и окончанием возвышенной площади насыпается солеей (греч. - возвышение). Поэтому возвышенная солея называется внешним престолом в отличие от внутреннего, что в середине алтаря. Это название в особенности усваивается амвону - полукруглому выступу в середине солеи, против царских врат, обращенному внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места, которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря.

    Амвон в центре солеи означает восхождение (греч. - "амвон"). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль), так как на амвоне во время литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектений, священниками - проповеди, поучения, с амвона епископы обращаются к народу. Амвон возвещает также о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня, что соделало и всех, верующих во Христа, причастниками Его бессмертия, ради чего им и преподаются с амвона Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную.

    Солея в богослужебном отношении есть место для чтецов и певцов, которые называются ликами и изображают собою лики ангелов, воспевающих хвалу Богу. Поскольку лики певцов таким образом принимают непосредственное участие в богослужении, они и располагаются выше остального народа, на солее, в ее левой и правой сторонах.

    В апостольские и первохристианские времена все присутствовавшие в молитвенном собрании христиане пели и читали , особых певчих и чтецов не было. По мере возрастания Церкви за счет язычников, не знакомых еще с христианским песнопением и псалмопением, поющие и читающие стали выделяться из общей среды. Кроме того, ввиду величия духовного значения поющих и читающих, как уподобляющихся ангелам небесным, их стали выбирать по жребию из числа наиболее достойных и способных людей, как и священнослужителей. Они стали называться клириками , то есть избранными по жребию. Отсюда и места на солее справа и слева, где они стояли, получили названия клиросов. Следует сказать, что клирики, или лики певчих и чтецов, духовно обозначают для всех верующих то состояние, в котором все должны пребывать, то есть состояние непрестанной молитвы и славословия Богу. В той духовной войне с грехом, которую ведет земная Церковь, основным духовным оружием является Слово Божие и молитва. Клиросы в этом отношении суть образы воинствующей Церкви, что особенно обозначается двумя хоругвями - иконами на высоких древках, сделанными по подобию древних воинских знамен. Эти хоругви укрепляются у правого и левого клиросов и выносятся в торжественных крестных ходах как знамена победы воинствующей Церкви. В XVI-XVII вв. русские воинские полки назывались по имени тех икон, которые изображались на их полковых знаменах-хоругвях. Это были обычно иконы храмовых Праздников важнейших кремлевских соборов, из которых они жаловались войскам.

    В кафедральных архиерейских соборах постоянно, а в приходских храмах по мере надобности, при приездах епископа, в центре средней части храма, против амвона, находится возвышенная квадратная площадка , помост для епископа. На него архиерей восходит в уставных случаях для облачения, совершения некоторой части богослужений. Этот помост носит названия архиерейский амвон , облачальное место или просто место, рундук. Духовное значение этого места определяется пребыванием на нем архиерея, что изображает собою пребывание Сына Божия во плоти среди людей. Архиерейский амвон в таком случае означает своим возвышением высоту смирения Бога Слова, восхождение Господа Иисуса Христа на вершину подвига во имя спасения человечества. Для восседания архиерея на этом амвоне в предусмотренных Уставом моментах богослужения ставится седалище-кафедра . Последнее название в обиходе перешло в название всего архиерейского амвона, так что отсюда и образовалось понятие кафедральный собор, как главный храм области данного архиерея, где постоянно стоит на середине храма его кафедра. Это место украшается коврами, на нем имеет право стоять и совершать службу только епископ.

    За облачальным местом (архиерейским амвоном), в западной пене храма устраиваются двустворчатые двери или врата, ведущие из средней части храма в притвор. Это главный вход в церковь. В древности эти врата особенно украшались. В Уставе они называются красные, по причине их благолепия, или церковные (Типикон. Последование пасхальной утрени), так как являются главным входом в среднюю часть храма - церковь.

    В древних православных храмах эти врата зачастую оформлялись красивым, полукруглым вверху порталом, состоящим из Нескольких арок и полуколонн, уступами идущих от поверхности стены внутрь, к самым дверям, как бы сужая вход. Эта архитектурная деталь врат знаменует собою вход в Царство Небесное. По слову Спасителя, "тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь " (вечную; Мф. 7:14), и верующим предлагается находить этот узкий путь и входить в Царство Божие тесными вратами. Уступы портала призваны напомнить об этом людям, входящим в Храм, создавая впечатление сужающегося входа и знаменуя в то же время те ступени духовного совершенства, которые необходимы для исполнения слов Спасителя.

    Арки и своды центральной части храма, находящие свое завершение в большом центральном подкупольном пространстве, соответствуют обтекаемости, сферичности пространства Вселенной, небесному своду, простертому над землей. Поскольку видимое небо является образом Неба невидимого, духовного, то есть области небесного бытия, постольку стремящиеся ввысь архитектурные сферы средней части храма изображают область небесного бытия и самое стремление душ человеческих от земли к высоте этой небесной жизни. Нижняя часть храма, главным образом пол, знаменует собою землю. В архитектуре православного храма небо и земля не противопоставляются, а, напротив, находятся в тесном единстве. Здесь наглядно показывается исполнение пророчества Псалмопевца: "Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет от земли, и правда приникнет с небес " (Пс. 84:11, 12).

    По самому глубокому смыслу православного вероучения, Солнце правды, Свет истинный Господь Иисус Христос является тем духовным центром и вершиной, к которым стремится в Церкви всё. Поэтому издревле в центре внутренней поверхности центрального купола храма принято было помещать образ Христа Вседержителя. Очень быстро, уже в катакомбах, этот образ обретает вид поясного изображения Христа Спасителя, благословляющего людей правой рукой и в левой держащего Евангелие, раскрытое обычно на тексте "Аз есмь свет миру ".

    В размещении живописных композиций в центральной части храма, как и в других частях, нет шаблонов, но есть определенные канонически допускаемые варианты композиций. Один из возможных вариантов следующий.

    В центре купола изображается Христос Вседержитель. Под Ним по нижнему краю сферы купола - серафимы (силы Божий). В барабане купола восемь архангелов, небесных чинов, призванных блюсти землю и народы; архангелы обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их личности и служения. Так, Михаил имеет при себе огненный меч, Гавриил - райскую ветвь, Уриил - огонь. В парусах под куполом, которые образуются переходом четырехугольных стен центральной части в круглый барабан купола, помещаются образы четырех евангелистов с таинственными животными, соответствующими их духовному характеру: в северо-восточном парусе изображается евангелист Иоанн Богослов с орлом. Напротив, по диагонали, в юго-западном парусе, - евангелист Лука с тельцом, в северо-западном парусе - евангелист Марк со львом, напротив, по диагонали, в юго-восточном парусе, - евангелист Матфей с существом в образе человека. Такое размещение образов евангелистов соответствует крестообразному движению звездицы над дискосом во время евхаристического канона с возгласом "ноюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Затем по северной и южной стенам сверху вниз следуют рядами изображения апостолов от семидесяти и святителей, преподобных и мучеников.

    Стенные росписи, как правило, не достигают пола. От пола до границы изображений высотой обычно по плечи человека идут панели, на которых нет священных изображений. В древности на этих панелях изображались полотенца, украшенные орнаментом, что придавало особую торжественность стенным росписям, которые, как великая святыня, как бы преподносились людям по древнему обычаю на украшенных полотенцах. Панели эти имеют двоякое назначение: во-первых, они устраиваются для того, чтобы молящиеся при большом стечении народа и тесноте не стирали бы священных отображений; во-вторых, панели как бы оставляют место в самом нижнем ряду здания храма для людей, земнородных, стоящих в храме, ибо люди несут в себе образ Божий, хотя и затемненный грехом, являясь в этом смысле также образами, иконами. Это соответствует и тому обычаю Церкви, согласно которому каждение в храме совершается сначала святым иконам и настенным образам, а затем людям, как носящим образ Божий, то есть как бы одушевленным иконам

    Северная и южная стены, кроме того, могут заполняться изображениями событий священной истории Ветхого и Нового Заветов. По обе стороны входных западных дверей в средней мсти храма помещаются изображения "Христос и грешница" и Опасение утопающего Петра". Над этими вратами принято помещать изображение Страшного суда, а над ним, если позволяет пространство, - образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества. На столпах в средней части храма, где ни есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе. Пространства между отдельными живописными композициями заполняются орнаментом, где в основном используются образы растительного мира или образы, соответствующие содержанию псалма 103, где рисуется картина много бытия, перечисляющая различные Божий создания. В орнаменте могут использоваться также такие элементы, как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьмиугольные звезды.

    Кроме центрального купола, храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещаются изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя. Купол принято обычно устраивать там, где есть храм придел. Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, центрального, еще несколько храмов-приделов, то над средней частью каждого из них сооружается купол. Впрочем, наружные купола на кровле не всегда и в древности строго соответствовали количеству храмов-приделов. Так, на кровлях трехпридельных храмов часто стоят пять куполов - во образ Христа и четырех евангелистов. При этом три из них соответствуют приделам и потому изнутри имеют открытое подкупольное пространство.. А два купола в западной части кровли возвышаются только "ад кровлей и изнутри храма закрыты сводами потолка, то есть не: имеют подкупольных пространств. В позднейшие времена, с конца XVII в., на кровлях храмов ставилось иногда множество куполов безотносительно к количеству приделов в храме. При этом соблюдалось только, чтобы хотя центральный купол имел открытое под купольное пространство.

    Помимо западных, красных врат, православные храмы имеют обычно еще два входа: в северной и южной стенах.

    В средней части храма вместе с другими иконами считается обязательным иметь образ Голгофы - большой деревянный Крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине "I H Ц I" (Иисус Назорей Царь Иудейский). Нижний конец Креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображается череп и кости - останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя. По правую руку распятого Спасителя ставится образ Богоматери в рост, устремившей Свой взор ко Христу, по левую Его руку - образ Иоанна Богослова. Помимо своего главного назначения передать людям образ крестного подвига Сына Божия, такое Распятие с предстоящими призвано также напомнить о том, как Господь перед смертью на Кресте сказал Матери Своей, указывая на Иоанна Богослова : "Жено! се, сын Твой ", и обратясь к апостолу: "Се, Мати твоя " (Ин. 19:26-27), и тем самым усыновил Матери Своей, Приснодеве Марии, все верующее в Бога человечество. Взирая на такое Распятие, верующие должны проникаться сознанием того, что они суть не только дети сотворившего их Бога, но, благодаря Христу, и дети Матери Божией, так как они причащаются Тела и Крови Господних, которые образовались из пречистых девственных кровей Девы Марии, родившей по плоти Сына Божия. Такое Распятие, или Голгофа, великим постом выдвигается на середину храма лицом ко входу для сугубого напоминания людям о крестных страданиях Сына Божия ради нашего спасения.

    Там, где в притворе нет должных условий, в средней части храма, обычно у северной. стены, ставится стол с кануном (каноном ) - четырехугольной мраморной или металлической доской со множеством ячеек для свечей и небольшим Распятием. Здесь служатся панихиды по усопшим. Греческое слово "канон" в данном случае означает предмет, имеющий определенные очертания и размеры. Канон со свечами знаменует собою, что вера в Иисуса Христа, проповедуемая Четвероевангелием, всех усопших может делать причастниками Божественного света, света вечной жизни в Царстве Небесном. В центре средней части храма постоянно должен стоять аналой (или аналой) с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день. Аналой - вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства читать возложенные на аналой Евангелие, Апостол или прикладываться к иконе на аналое. Употребляемый прежде всего в практических целях, аналой имеет значение вообще духовной высоты, возвышенности, соответствующей тем святым предметам, которые на него полагаются. Пологая верхняя доска, поднимающаяся вверх, к востоку, знаменует возвышение души к Богу посредством того чтения, которое совершается с аналоя или целования лежащих на нем Евангелия, Креста, иконы.

    Входящие в храм поклоняются прежде всего иконе на аналое. Если в храме пет иконы ныне празднуемого святого (или святых), то полагаются святцы - иконописные изображения святых по месяцам или полумесячиям, воспоминаемых в каждый день этого периода, помещенные на одной иконе. В храмах должны быть 12 или 24 таких иконы - на весь год. В каждом храме также должны быть небольшие иконы всех великих праздников для положения их в праздничные дни на этом центральном аналое. Аналои ставятся на амвоне для чтения Евангелия диаконом во время литургии. За праздничными всенощными бдениями Евангелие читается на середине храма. Если служба совершается с диаконом, то в что время диакон держит раскрытое Евангелие перед священником или архиереем. Если священник служит один, то он читает Евангелие на аналое. Аналой используется при таинстве Исповеди. На него полагаются в этом случае малое Евангелие и Крест. При совершении таинства Венчания молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя с лежащими на нем Евангелием и Крестом. Аналой используется и при многих других службах и требах. Он не является обязательным священно-таинственным Предметом в храме, но удобства, которые аналой доставляет при богослужении, настолько очевидны, что его применение очень широко, и практически в каждом храме есть несколько аналоев. Аналои украшаются одеждами и покрывалами того цвета, какой имеют в данный праздник одежды духовенства.

    Так сколько же стоит алтарная преграда?

    Беседа с А.В. Влезько, руководителем мастерской «Палехский иконостас»

    - Люди всегда стремятся найти оптимальное сочетание между ценой и качеством...

    И это правильно. Все хотят получить максимум за те средства, которые у них есть. Однако важно не только услышать цену, но и понять, что именно в нее входит - окончательную стоимость вам озвучивают или промежуточную, призванную заинтересовать вас. Мало изготовить иконостас: его надо покрасить, отделать золотом, доставить, смонтировать, написать иконы и т.п.

    - Как вы ведете переговоры с заказчиком?

    Мы сразу озвучиваем конечную цену. В нее включено все: и проект, и материалы, и изготовление, и доставка, и гарантия качества. Это можно сравнить с покупкой мебели: вы приобретаете, например, кухню - а потом оказывается, что надо доплатить за фурнитуру, доставку, сборку - еще около 30 %. У многих производителей иконостасов так же - и с первого взгляда кажется, что наша работа дороже. Но мы озвучиваем не некую привлекательную промежуточную цену, а честную окончательную. Самый продуктивный подход - когда люди сразу говорят: «У нас есть такая-то сумма, что вы можете предложить нам?» И обозначают задачу: например, нужен иконостас в таком-то стиле с иконами. И начинается совместный творческий поиск оптимального решения.

    - А если заказчик сам не знает, сколько у него в итоге наберется денег?

    Тогда задается другой вопрос: «Давайте помечтаем: что бы Вы хотели видеть в храме»? Если цена оказывается неподъемной - ищем варианты, как ее снизить. Алтарные преграды, устанавливаемые в проем одного и того же размера, могут иметь разную площадь. Можно не закрывать всю стену, а выбрать одно-двухъярусную алтарную преграду, либо иконостас треугольной формы с устремленным вверх центром и низкими боковыми частями. Мы работаем в разных стилистических традициях, так что выбор вариантов самый широкий.

    - Как сравнивать цены разных производителей, чтобы не ошибиться?

    Сравнивать цены на изготовление иконостаса корректно только в том случае, если у вас имеется некий проект и четко известно, как, из каких материалов он должен быть выполнен. Например: иконостас из массива сосны, отделка - бук, ручная резьба, площадь такая-то, иконы в древнерусском стиле, доставка, установка. Если параметры будут одинаковыми для всех - я подозреваю, что и цена у разных производителей окажется примерно одинаковой, может быть, с разницей в 5-10 %. Объем работ один и тот же, материал тоже.

    - И на какой позиции в списке будет «Палехский иконостас»: среди тех, у кого дороже или дешевле?

    Я подозреваю, что себестоимость у нас сегодня одна из самых низких по стране. Мы не платим за аренду, так как все помещения и оборудование - наша собственность. Находимся на периферии. Люди у нас получают достойную зарплату, но она ниже, чем в Москве и Петербурге. Материалы закупаем в Москве - но логистика отлажена, расходы на доставку минимизированы. Пиломатериал приобретаем в Костромской, Вологодской областях, липу - в Нижегородской и южнее.

    - Из чего складывается цена иконостаса?

    Каркас можно выполнить из массива дерева или фанеры, резьба бывает машинной или ручной, проект - индивидуальным либо типовым - или со значительной частью общих решений, переходящих от одной работы мастерской к другой. Когда работают архитекторы, художники - это влияет на стоимость.

    - Почему два иконостаса одной площади, из одних и тех же материалов, могут сильно отличаться в цене?

    Они могут иметь разную плотность резьбы, различное количество икон. Важно, чем разделены иконы: колоннами или обычными рамками, какие декоративные элементы применены, сколько рядов в иконостасе. Например, есть ли праздничный ряд - там небольшие, но дорогие иконы: многофигурные, сложные. Влияет на стоимость стилистика иконостаса: тябловые, как правило, очень насыщены резьбой, в них много икон - фактически это стена из образов, разделенных резными планками. У барочного иконостаса резьба объемная и часто покрыта позолотой - здесь дорого обходится отделка. Недорогие решения - иконостасы в стиле классицизма: там мало элементов резьбы, много свободного места. Экономичен и простой архаичный иконостас в древнерусском или византийском стиле, украшенный басмой, либо напоминающий каменную алтарную преграду. Басма тоже бывает разной. Например, в XV столетии алтарные преграды просто обивали металлом с небольшими поясками чеканки - и это смотрелось интересно. А потом уже стали добавлять более сложную басму на фоны икон.

    - Отделка иконостаса может быть различной?

    Сплошное золочение или фрагментарное, покраска эмалью, лак. Все зависит от вкуса и возможностей заказчиков. Можно очень интересно поработать с цветом, покрасить детали иконостаса в два-три цвета, применить частичное золочение - сегодня это востребовано: смотрится богато и получается доступнее, чем сплошная позолота. Важно, чтобы заказчик, с одной стороны, доверял опыту и возможностям мастерской, а с другой - принимал участие в разработке проекта. Это - то горчичное семя, из которого все произрастает. Дальше - дело техники.

    - Какой срок службы у иконостасов, которые сегодня создаются?

    Если основа иконостаса выполнена из фанеры - предполагаю, что этот срок - лет пятьдесят, может быть - сто, в зависимости от влажности и температурного режима в помещении. Фанера - это слои шпона, склеенные между собой, так что вопрос в длительности службы клея. Деревянный иконостас может простоять и четыреста лет - известны такие примеры; его можно ремонтировать. Мы иконостасов из фанеры не делаем - работаем с массивом: это может быть сосна, бук, дуб, красное дерево и т.п.

    - Дерево необходимо защитить от гнили, жучка - обеспечить его долговечность...

    Современные материалы защищают дерево от гниения, влаги, жучка и т.п. Мы обрабатываем ими иконостас со всех сторон: красим, покрываем пропиткой, грунтовкой. В наше время большинство храмов, в которых устанавливают иконостасы, в холодное время года постоянно отапливается, так что убранство от влажности не страдает. Скорее, наоборот - из-за избыточного отопления помещение становится слишком жарким и сухим, вентиляцию предусматривают далеко не везде - и дерево может растрескаться. Надо соблюдать оптимальный режим температуры и влажности в храме - 16 - 18 градусов. Жара вредна и для росписей, и для икон. Раньше вентилирование происходило хотя бы через окна - а сегодня их часто делают герметичными. Когда мы выступаем в качестве генподрядчиков, мы все это учитываем.

    - А вы делаете церковные интерьеры «под ключ»?

    Да. Можем выполнить весь интерьер храма - включая штукатурку, полы, витражи и т.п. Кстати, при заказе комплекса работ мы предоставляем скидки. Приступая к созданию иконостаса, в любом случае желательно сразу проектировать все убранство храма - хотя бы в общих чертах: как будет располагаться стенопись, где встанут киоты с иконами, скамьи, аналои. Воплощать этот проект в жизнь можно и после, поэтапно, можно и не с нами - но при создании алтарной преграды лучше уже иметь все это в виду, чтобы интерьер получился гармоничным.

    - Можете ли вы назвать приблизительные цены на создание иконостаса вместе с иконами?

    Как на самый экономичный вариант можно ориентироваться на 100-110 тысяч рублей за квадратный метр - в это входит весь комплекс работ «под ключ», с доставкой в пределах 1000 км от мастерской. А самые дорогие иконостасы, которые нам доводилось делать - двести с небольшим тысяч за метр: богатая вызолоченная барочная резьба, основа из массива красного дерева, украшенные чеканкой иконы фряжского письма. Ну а средняя цена - тысяч 150. Это иконостас из массива, тябловый или барочный, с достаточно богатой резьбой.

    - За сколько времени создается иконостас «с нуля»?

    Возьмем для примера площадь 150 квадратных метров. Проектные работы займут 2-3 месяца. На изготовление уйдет еще 4-6 месяцев, в зависимости от отделки. Иконы будут писать одновременно с самим иконостасом. Монтаж производится за 3-5 дней.

    - Подведем итог, что получает заказчик, обратившись в «Палехский иконостас».

    Уникальный, не повторяющийся иконостас по средней цене, качественно и быстро выполненный из натуральных материалов. Наши мощности и двадцатилетний опыт работы это позволяют.

    Сверстанный репортаж журнал "Благоукраситель" Беседовала Алина Сергейчук.

    Православная вера испокон веку призывает человека к очищению своей души, к избавлению от пригрешений ради достижения Царствия Небесного. Символическими вратами между земным пространством и небесным миром является церковный иконостас. Он зримо отделяет алтарь от места общего посещения, как бы напоминая человеку о том, что между ним и Всевышним Создателем существует некая грань. Переступить эту грань без богоугодного посредничества избранных праведников никому не под силу.

    По своему устройству православный церковный иконостас состоит из трех отделений. По его центру, напротив престола, расположены Царские Врата. Сквозь них входить в алтарь могут только священнослужители. Для взора прихожан Царские врата открываются исключительно по особым случаям. Решетчатые створки с резными узорами завешиваются символическим покровом, который хранит таинство Святыни и приподнимается всего лишь несколько раз в году. Только в особый день верующие могут устремить взгляд на происходящее в алтаре, глазами своими впитывая процесс пресуществления Святых даров. Над Царскими вратами по церковному канону принято помещать икону, запечатлевшую Тайную Вечерю.

    По краям от Царских врат устроены Северные и Южные врата. В отличие от двустворчатых Царских, они состоят из одинарной створки, и убранством своим уступают центральному входу в алтарь. Через крайние ворота священники проходят в обычные дни и во время проведения уставных богослужений. Со стороны алтаря за южными и северными вратами находится диаконник и жертвенник. Вся лицевая часть церковного иконостаса, обращенная в центр храма, увенчана образами с ликами Святейших. Следуя древним церковным канонам, при изготовлении иконостаса строго соблюдается его многоярусное устройство. Каждый из пяти рядов имеет свое сакральное значение, которое отображено в размещенных на нем иконах.

    Устройство ярусов церковного иконостаса

    В самом верху иконостаса, в Праотеческом ряду, наипочтеннейшее место занимают иконы с ликами ветхозаветных патриархов. По центу размещена «Святая Троица». Ниже расположен Пророческий ряд, символизирующий ветхозаветную церковь. Центральная икона здесь – «Знамение». На ней изображена Небесная Царица с младенцем на коленях. Третий ряд сверху именуется Праздничным. Название его характеризуется Святынями, символизирующими главные православные праздники, от Рождества до Успения. Деисусный ряд во главе своей размещает икону «Спасителя», поддерживаемого с двух сторон ликами Богоматери и Иоанна Предтечи, а также, сонмом Святых. Символизирует Деисусный ряд Небесную Церковь Христову.

    Самый последний, нижний ряд церковного иконостаса назван Местным. В нем центральные лики Спасителя, Девы Марии и храмовой иконы размещены подле Царских Врат иконостаса. Остальное же пространство отведено для образов местного характера, иначе говоря, наиболее почитаемых в той местности, где непосредственно возведен храм.

    Одно то, что подле иконостаса проходят важнейшие христианские таинства, а сам он символизирует церковь от истоков ее до Страшного суда, говорит нам обо всей важности сего символа для православия. По своей энергетике, подкрепленной почитаемыми образами, церковный иконостас сопоставим с силой веры и чистотой помыслов, которые несут в себе священнослужители и прихожане храма. Он открывает истинную тесную связь между земным миром и Небесным Царствием. Принимая из рук Божьих посредников Святое причастие и склоняя чело свое в исповеди, верующий человек находится под незримой защитой ликов и символов, воздвигнутых на православный церковный иконостас.

    Иконостас безусловно является самым важным предметом церковного интерьера. Это лицо храма. Он создает определенный молитвенный настрой, торжественный, уносящий ввысь или, наоборот, теплый, интимный, что часто встречается в маленьких храмах или приделах. Иконостас обычно перекликается с архитектурной конструкцией храма и наравне с эстетической несет очень важную смысловую нагрузку, которая заключается в иконописной части. Поэтому работа над иконостасом -это работа и архитектора, и иконописца, и инженера- технолога в случае сложных конструктивных решений, и резчика-скульптура, и краснодеревщика или специалиста по камню,а также столяров и позолотчиков. Творческий коллектив "Собор" объединяет всех этих специалистов, т.к. изготовление иконостасов одно из самых главных направлений его деятельности. Если Вы хотите заказать иконостас, просто свяжитесь с нами.

    • Иконостас в сочетании с легкой праздничной росписью образует торжественный архитектурно-художественный ансамбль. Иконостас выполнен с помощью редчайшей техники использования горячей и холодной эмалей. Многодельный и сложный иконостас растворяется в интерьере храма, становясь прозрачным и легким, что создает ощущение неземного пространства – это ли не Чудо?

    • Сделан в классический стиле под существующую роспись и интерьер для сохранения целостности и гармонии внутреннего пространства.

    • Автор проекта: Олег Романенко. Иконопись:Светлана Ржаницына, Александр Голышев, Сергей Черный, Екатерина Луканина, Екатерина Мыць, Алексей Кошевой, Ирина Колбнева. Художественный надзор над резьбой: Андрей Власов.

      Уникальный в художественном и исполнительском отношении иконостас органично вписывается в храмовую архитектуру. Светлый фон, оттеняющий изысканную позолоченную резьбу, придает легкость и воздушность общему архитектурному решению иконостаса.

    • Автор проекта: Олег Романенко. Иконопись:Светлана Ржаницына,Вячеслав Симаков, Ирина Колбнева, Александр Голышев, Ольга Спиридонова, Алексей Литовкин. Художественный надзор над резьбой и басменными работами: Андрей Власов.

      Замечательный в архитектурном отношении храм св. Ильи пророка в с. Дыдылдино - интереснейший объект для мастеров церковного искусства. Главная залача создателей иконостаса - обеспечить цельность храмового пространства при богатстве и разнообразии художественных приемов и материалов. Иконостас органично вписался в храмовый интерьер и составляет единое целое с росписями храма, выполненными мастерской "ЛиК".

    • Готические формы, органично адаптированные для православной традиции - основная архитектурная идея иконостаса. Также активно используются пластические приемы русского модерна начала ХХ века. Иконостас не просто идеально вписывается в высокую архитектуру храма, но и немало обогащает ее.

    • Автор проекта: Олег Романенко. Иконопись: Алексей Кошевой, Екатерина Луканина, Екатерина Мыць, Ольга Спиридонова, Александр Голышев, Андрей Жаров, Александра Захваткина. Художественный надзор над резьбой и басменными работами: Андрей Власов.

      Архитектор Олег Романенко развил идею иконостаса, ранее воплощенную мастерской “Соборъ” в Преображенском храме г. Игрима в ХМАО. Здесь она обогатилась в центральном иконостасе рельефным планом, большей резьбой и архитектурными находками, подчеркивающими красоту икон, которые имеют не меньшую художественную значимость, чем в Игриме, поскольку здесь работала та же бригада иконописцев, только в более расширенном составе. Более лаконичные боковые иконостасы не менее интересны и выразительны.

    • Оригинальное архитектурное решение иконостаса и деликатный ненавязчивый декор в виде резьбы и басменного обрамления выгодно подчеркивают красоту икон, авторы которых, известные московские мастера, особенно проявили здесь творческий и одухотворенный подход в их создании. Праздничный ряд по цельности и лаконичности, а также мастерстве написания, является архитектурно- живописным фризом, объединяющем все живописное решение икон иконостаса. Ритмы силуэтов местных образов очень выразительны.

    • Иконостас выполнен из американского ореха с басменными вставками в стиле "модерн".

      Глубокая резьба с элементами райского сада и зверей - это авторское развитие мотивов резных иконостасов начала прошлого столетия. Житийные иконы св. Александра Невского и Димитрия Донского - также творческая и самостоятельная разработка иконописцев. То же самое можно сказать про остальную иконопись. Каждый образ иконостаса - результат долгой и внимательной работы художника, творческого подхода и интересных решений.

    • Иконопись: Светлана Ржаницына, Екатерина Мыць, Алексей Кошевой, Екатерина Луканина, Ольга Спиридонова, Алексей Литовкин.

      Проект басменного иконостаса был обогащен резными позолоченными вставками с деликатными цветными фонами. Иконы, написанные одними из лучших московких мастеров, решены на светлых фонах, подчеркивающих воздушность и легкость храмового пространства.

    • Иконостас значимого храма г. Москвы (Болгарское подворье) не является точной реконструкцией дореволюционного иконостаса. Он ориентирован на более древнюю архитектуру храма, построенного в лучших традициях храмового строительства 17 в. Материалы - дуб и басма с резными позолоченнми вставками, также использовались в уничтоженном старом иконостасе.

    • Иконостас нижнего храма, достаточно ярко освещенного, сознательно задуман с обилием золота, что делает его смысловой доминантой в простой и четкой храмовой архитектуре и подчеркивает теплоту сакрального помещения.

    • Иконопись под руководством А. Соколова.

      Восстановление иконостаса в Троицком храме Троице-Лыкова, уникального исторического памятника в стиле Нарышкинского барокко - одна из интереснейших и наиболее ответсвенных работ мастерской "Собор". И если в реконструкции резьбы восстановительная задача решена точно, что не ограничивало отнюдь творческие возможности резчиков,которые проявили с яркой силой свое мастерство, то в иконописи художники удивительным образом сохранили свое лицо при стилистичеком соответсвии, что несомненно при создании образа очень важно и богословски оправдано.

    • Этот иконостас создавался для сурового севера Ханты-Мансийского края, где природа редко дарит людям солнечный свет и тепло. Поэтому в нем так много цвета, узорочья резьбы и позолоты. Перед иконописцами стояла достаточно сложная задача - сделать так, чтобы образы не потерялись в обилии цвета и золота, чтобы столь сложный в архитектурном отношении и смелый иконостас не превратился в очередной "резьбостас". Справились ли они с этой задачей - ответ на этот вопрос неоднозначный. Но именно неоднозначность этого иконостаса делает его значительным явлением церковного искусства того времени, поставившим очередные задачи перед церковными художниками и стимулирующим поиски путей их решений.