Колонки S90: технические характеристики, схема. Колонки своими руками

Изготовитель : Рижский радиозавод им. А. С. Попова.

Назначение : акустические системы предназначены для высококачественного воспроизведения звука в составе бытовой радиоэлектронной аппаратуры.

Технические характеристики:

3-х полосная напольная АС с фазоинвертором

Диапазон воспроизводимых частот: 25 – 25000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 100-8000 Гц: ±4 дБ

Чувствительность в диапазоне 100-8000 Гц: 89 дБ

Сопротивление: 8 Ом

Минимальное значение импеданса: 7,6 Ом

Номинальная мощность: 35 Вт

Предельная (паспортная) мощность: 90 Вт

Кратковременная мощность: 600 Вт

Установленные динамики:

Размеры (ВхШхГ): 710х360х285 мм

Описание:

Акустическая система аналогична за исключением СЧ динамика, в S-100F установлен с магнитной жидкостью MAXID. В АС имеются два плавных регулятора уровня воспроизведения для СЧ и ВЧ. Пределы регулировки от 0 до -6 дБ в диапазонах 500-5000 Гц и 5000-20000 Гц. В положении “-6 дБ” сигнал ослаблен в 2 раза. В АС имеется светодиодная индикация перегрузок громкоговорителей.

Корпус выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанеровано шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок 16 мм, лицевая панель – фанера толщиной 22 мм. На стыках стенок корпуса с внутренней стороны установлены элементы, увеличивающие прочность и жесткость корпуса.

Головки обрамлены каждая декоративными черными накладками с четырьмя крепежными отверстиями. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным пластмассовым кожухом в форме усеченного конуса. Головка НЧ расположена на лицевой панели по вертикальной оси, а головки СЧ и ВЧ смещены относительно этой оси влево. В верхнем углу лицевой панели находятся индикаторы перегрузки, а в нижней части находится прямоугольное отверстие фазоинвертора, размером 108х35 мм и частотой настройки 25 Гц. На шильдике у регуляторов СЧ и ВЧ изображены кривая АЧХ и фирменный знак завода-изготовителя. Кроме того, на лицевой панели имеются втулки для крепления декоративной рамки с тканью. На задней стенке, в нижней части, крепится колодка с клеммами и шильдик. В комплекте идут грили с акустически прозрачной тканью.

Внутренний объем АС – 45 литров. Для уменьшения влияний на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутые марлей.

Внутри корпуса на одной плате расположены электрические фильтры, обеспечивающие разделение полос АС. Частоты раздела между НЧ/СЧ - 750±50 Гц, между СЧ/ВЧ - 5000±500 Гц. В конструкции фильтров и блока индикации перегрузки применены резисторы типа ВС, МЛТ, СП3-38Б, С5-35И, ППБ, конденсаторы типа МБГО-2, К50-12, К75-11 и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах.

Отличаются расширенным диапазоном воспроизводимых частот, введением индикации электрической перегрузки громкоговорителей и новым внешним видом. Рекомендованная мощность высококачественного бытового усилителя 20-90 Вт. Предпочтительный вариант установки - напольный.

Отличительной особенностью акустической системы является применение в них в качестве среднечастотного звена громкоговорителя с магнитной жидкостью «МАНГО», что позволило увеличить паспортную мощность громкоговорителя и АС в целом.

Технические условия: Сг3.843.050 ТУ.

Форма АЧХ звукового давления, измеренной по акустической оси: а) , б) ,

Технические характеристики:

Технические характеристики Значение
Диапазон воспроизводимых частот в условиях свободного поля, Гц:
25...25000
, 25...25000
Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, на нижней граничной частоте диапазона воспроизводимых частот относительно уровня среднего звукового давления:
-15
, -14
Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, в диапазоне частот 100...8000 Гц относительно уровня среднего звукового давления:
±4
, ±4
Уровень характеристической чувствительности (характеристическая чувствительность), дБ, не менее:
85 (0,338)
, 89 (0,56)
Характеристики направленности АС, дБ, определяемые по отклонению АЧХ звукового давления, измеренных под углами 25 ±5° в горизонтальной плоскости и вертикальной плоскости, от АЧХ, измеренной по акустической оси АС (0°):
:
в вертикальной плоскости ±8
в горизонтальной плоскости ±6
, :
в вертикальной плоскости + 2
-4
в горизонтальной плоскости +4
-3
Гармонические искажения АС, %, определяемые суммарным характеристическим коэффициентом гармоник при уровне среднего звукового давления 90 дБ на частотах, Гц, не более:
250…1000 2
1000...2000 1,5
2000...6300 1
Номинальное электрическое сопротивление (номинальное значение полного электрического сопротивления), Ом:
4/8
, 8
8
Минимальное значение полного электрического сопротивления, Ом:
3,2/7,6
, 7,6
7,0
Предельная шумовая (паспортная) мощность, Вт:
, 90
100
Предельная кратковременная мощность, Вт:
, 600
Вид низкочастотного акустического оформления фазоинвертор
Масса, кг 23
Габариты, мм 360x710x285

Особенности конструкции:

Корпуса всех модификаций АС выполнены в виде прямоугольного неразборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок корпуса 16 мм, лицевая панель-фанера толщиной 22 мм. На стыках стенок корпуса с внутренней стороны установлены элементы, увеличивающие прочность и жесткость корпуса.

В акустических системах использованы наборы головок:

  • : ; ; ;
  • ; : ; ; ;
  • : ; ; .
Головки выпускаются ПО «Радиотехника».

Головки, входящие в состав АС , обрамлены каждая декоративными чернеными накладками, изготовленными штамповкой из алюминиевого листа, с четырьмя крепежными отверстиями. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным пластмассовым кожухом в форме усеченного конуса. Головка НЧ расположена на лицевой панели по вертикальной оси, а головки СЧ.и ВЧ смещены относительно этой оси влево или вправо. На лицевой панели также находятся ручки регуляторов уровня СЧ и ВЧ, а в нижней ее части-пластмассовая накладная панель с шильдиком и прямоугольным отверстием (100х80 мм), которое является выходом фазоинвертора. На шильдике изображены кривые АЧХ, соответствующие различным положениям регуляторов уровня, а также название АС и фирменный знак завода-изготовителя. Кроме того, на лицевой панели имеются специальные пластмассовые втулки для крепления декоративной рамки с тканью.

Частоты раздела, обеспечивающиеся фильтрами: между низко- и среднечастотными головками - 750±50 Гц, между средне и высокочастотными головками - 5000±500 Г ц.

В конструкции фильтров и блока индикации перегрузки применены резисторы типа ВС, МЛТ, СПЗ-38Б, С5-35В, ППБ, конденсаторы типа МБГО-2, К50-12, К75-И и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах.

Съемная декоративная рамка, входящая в комплект , обтянута трикотажным полотном, обладающим высокой акустической прозрачностью.

В комплект поставки входят четыре пластмассовые ножки, которые при необходимости можно прикрепить к основанию корпуса.

35АС-012 35АС-1 (35АС-201) 35АС-212

S-90B S-90B S-90D, S-100D
S-90E S-90F

Производство трёхполосной Акустической системы "35АС-012" (S-90) начато с 1975г., "35АС-212" (S-90) с 1980г. Брянским электромеханическим заводом и Рижским радиозаводом имени Попова. Цена 1984г. S-90 (35АС-212) – 150 руб.

Диапазон эффективно воспроизводимых акустической системой звуковых частот, складывается из АЧХ трёх громкоговорителей: низкочастотного, типа - 30ГД-2 (75ГДН-1-4/8 или 75ГДН-3), среднечастотного типа - 15ГД-11А (20ГДС-1-8 или 20ГДС-3) и высокочастотного 6ГД-6-25 (6ГДВ-6-16 или 10ГД-35 или 10ГДВ-3) которые своими АЧХ дополняют и выравнивают общую амплитудно-частотную характеристику акустической системы, которая равна - 25...25.000 Гц. Входное сопротивление АС 3,2 ома. Выпускались и АС с сопротивлением по входу - 7,6 ома. Корпус АС выполнен неразборным, за исключением её передней панели, корпус АС выполнен из древесностружечной плиты толщиной 16 мм. Передняя панель акустической системы сделана из слоённой фанеры, толщиной 22 мм. На переднюю панель так же может одеваться специальная рамка с тёмной тканью для придания акустической системе бытового, а не технического вида. АС выпускались в зеркальном исполнении. АС имеет фазоинвертор, настроенный на частоту 31 Гц. Выход фазоинвертора находится в нижнем углу корпуса. АС имеет переключаемые регуляторы АЧХ по СЧ и ВЧ, которые находятся напротив соответствующих головок. Габариты АС 360х710х285 мм. Вес 30 кг.

Назначение и область применения: для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях (категория исполнения УХЛ 4.2 по ГОСТ 15150-69). Акустическая система «S-90», разработанная в 1975 г., является первой отечественной системой, удовлетворяющей требованиям международных документов на аппаратуру категории Hi-Fi.

Акустическая система 35АС-1 (35АС-201), разработанная в начале 1977 года конструкторским бюро ""Орбита"", Рижского ПО ""Радиотехника"" стала второй АС, в целой серии ""S-90"".
Применялась для комплектования радиолы Viktorija 003 и электрофона Allegro 002, впервые была показана на выставке "Связь-75". По тому времени она была лучшей не только среди отечественных АС, а звучала лучше многих АС зарубежных фирм. В акустической системе имеются два ступенчатых регулятора уровня воспроизведения для средних и высоких частот в диапазонах 500...5000 Гц и 5...20 кГц соответственно. Оба регулятора имеют по три фиксированных положения: "Макс","Норм" и "Мин". В положении "Макс" сигнал на ВЧ головку подается непосредственно, а на СЧ - через выравнивающий звуковое давление резистор. В положениях "Норм" и "Мин" сигнал ослаблен относительно положения "Макс" на 3 дБ (1.41 раза) и 6 дБ (2 раза) соответственно. Переключением регулятора изменяют тембральную окраску звучания. Для манипулирования переключателями декоративную переднюю панель нужно снять.
Цена 1978г. 35АС-1 – 110 руб.

Более поздние модификации этой акустической системы «S-90B» и «S -90Д» отличаются расширенным диапазоном воспроизводимых частот, введением индикации электрической перегрузки громкоговорителей и новым внешним видом. Рекомендованная мощность высококачественного бытового усилителя 20-90 Вт. Предпочтительный вариант установки - напольный.
Цена 1989г. S-90B – 150 руб.
Цена 1990г. S-90D – 160 руб.

Отличительной особенностью акустической системы «S-100В» является применение в них в качестве среднечастотного звена громкоговорителя с магнитной жидкостью «МАНID», что позволило увеличить паспортную мощность громкоговорителя и АС в целом. Технические условия: Cr3.843.050 ТУ.

Брянским электромеханическим заводом выпускался вариант колонок 35АС-012 под названием S-90E, внешне похожие на СОЮЗ 50АС-012, но с другой схемой фильтров, выпускаемые этим же предприятием с низкочастотоным динамиком 75ГД-3-4 на ППУ подвесе.

Также выпускались клоны S-90 с аналогичным набором головок такие как 50АС-012 Союз , 35АС-202 Романтика , 35АС-211 Амфитон .



Модификации Акустической системы S-90:

Модель

Начало выпуска

Завод производитель

35АС-1 (35АС-201)

Рижское ПО "Радиотехника" КБ «Орбита»

Брянский электромеханический завод и Рижский радиозавод имени Попова

Рижское ПО "Радиотехника"

Рижское ПО "Радиотехника"

Брянский электромеханический завод

Рижское ПО "Радиотехника"

Технические характеристики

Характеристики

35AC-012,
35AC-212

35AC-1
(35АС-201)

S-90В,
S-90D,
S-90F

S-100В,
S-100D,
S-100F

S-90Е 35АС-012

Диапазон воспроизводимых частот в условиях свободного поля, Гц

Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, на нижней граничной частоте диапазона воспроизводимых частот относительно уровня среднего звукового давления

Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, в диапазоне частот 100... 8000 Гц относительно уровня среднего звукового давления

Уровень характеристической чувствительности (характеристическая чувствительность), дБ (Па/√Вт), не менее

Характеристики направленности АС, дБ, определяемые по отклонению АЧХ звукового давления, измеренных под углами 25 ±5° в горизонтальной плоскости и 7 +3° -2° в вертикальной плоскости, от АЧХ, измеренной по акустической оси АС (0 °):

в вертикальной плоскости

в горизонтальной плоскости

Гармонические искажения АС, %, определяемые суммарным характеристическим коэффициентом гармоник при уровне среднего звукового давления 90 дБ на частотах, Гц, не более:

250...1000
1000...2000
2000...6300

Номинальное электрическое сопротивление (номинальное значение полного электрического сопротивления), Ом

Минимальное значение полного электрического сопротивления, Ом

Номинальная мощность, Вт

Предельная шумовая (паспортная) мощность, Вт

Предельная кратковременная мощность, Вт

Масса, кг

Габариты, мм

Внутренний объем корпуса АС, дм 3

Набор головок

Вид низкочастотного акустического оформления

Фазоинвертор

Размеры сечения фазоинвертора, мм

Частота настройка фазоинвертора, Гц

Частоты раздела, обеспечивающиеся фильтрами. Гц:

между низко- и среднечастотными головками

между средне и высокочастотными головками

Графики АЧХ



Форма АЧХ звукового давления, измеренной по акустической оси S-90 (35АС-012, 35АС-212)


Форма АЧХ звукового давления, измеренной по акустической оси S-90B, S-90D, S-100B

Особенности конструкции

Корпуса всех модификаций АС выполнены в виде прямоугольного неразборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок корпуса 16 мм, лицевая панель - фанера толщиной 22 мм. На стыках стенок корпуса с в внутренней стороны установлены элементы, увеличивающие прочность и жесткость корпуса.
В акустических системах использованы наборы головок:
S-90: 75ГДН-1-4/8; 20ГДС-1-8; 6ГДВ-6-16;
S-90B, S-90D: 75ГДН-1-8; 20ГДС-1-16; 6ГДВ-6-25;
S-100B, S-100D: 75ГДН-1-8; З0ГДС-3; 6ГДВ-6-25.

Головки, входящие в состав AC «S-90», обрамлены каждая декоративными чернеными накладками, изготовленными штамповкой из алюминиевого листа, с четырьмя крепежными отверстиями. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным пластмассовым кожухом в форме усеченного конуса. Головка НЧ расположена на лицевой панели по вертикальной оси, а головки СЧ и ВЧ смещены относительно этой оси влево или вправо. На лицевой панели также находятся ручки регуляторов уровня СЧ и ВЧ, а в нижней ее части -пластмассовая накладная панель с шильдиком и прямоугольным отверстием (100X80 мм), которое является выходом фазоинвертора. На шильдике изображены кривые АЧХ, соответствующие различным положениям регуляторов уровня, а также название АС и фирменный знак завода-изготовителя. Кроме того, на лицевой панели имеются специальные пластмассовые втулки для крепления декоративной рамки с тканью.
На задней стенке S-90, в нижней части, крепится колодка со специальными клеммами, служащими для подключения подводящих проводов. Каждая головка со стороны лицевой панели защищена металлической черненой сеткой для предотвращения их повреждения при транспортировании и эксплуатации.
Головки, входящие в состав «S-90B» и «S-100B», обрамлены двумя декоративными накладками, изготовленными из пластмассы с последующей окраской «под металл» или черного цвета. Одна накладка обрамляет головки СЧ и ВЧ, .а также верхнюю половину лицевой панели, другая – головку НЧ и нижнюю половину лицевой панели АС. Головки СЧ, ВЧ и НЧ защищены металлическими сетками. Каждая из накладок закреплена с помощью шести декоративных шурупов. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным пластмассовым кожухом в форме усеченного конуса. Головки расположены на лицевой панели вдоль вертикальной оси симметрии АС. На шильдике в верхней части лицевой панели изображена кривая АЧХ звукового давления и дано название АС. В правом верхнем углу лицевой панели находятся индикаторы перегрузки АС по каналам, а в нижней части – прямоугольное выходное отверстие (35X108 мм) фазоинвертора, частота настройки которого 25 Гц. На задней стенке АС укреплен шильдик с основными техническими характеристиками и колодка с зажимами для подключения соединительного шнура, а также регуляторы уровня звукового давления на средних я высоких частотах.
Головки, входящие в состав «S-90D», обрамлены каждая декоративными накладками и защищены сеткой; расположение головок аналогично расположению в «S-90». На лицевой панели, кроме того, находятся: индикаторы перегрузки головок громкоговорителей, регуляторы уровня звукового давления СЧ и ВЧ головок громкоговорителей, шильдик с названием АС. В нижней части лицевой панели имеется прямоугольное выходное отверстие (95х75 мм) фазоинвертора, частота настройки которого 31 Гц. На лицевой панели установлены также пластмассовые втулки для крепления декоративной рамки с тканью. На задней стенке АС укреплены: шильдик с основными техническими характеристиками и колодка со специальными зажимами для подключения соединительного шнура.
Внутренний объем всех модификаций АС - 45 дм 3 . Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутые марлей. Маты расположены и закреплены на внутренних поверхностях стенок корпуса.
Внутри корпуса на одной плате смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрическое разделение низко-, средне- и высокочастотных полос АС. Электрические фильтры всех модификаций АС имеют одинаковые конструкции и принципиальные электрические схемы.
Частоты раздела, обеспечивающиеся фильтрами: между низко- и среднечастотными головками - 750±50 Гц, между средне и высокочастотными головками- 5000±500 Гц.
В конструкции фильтров и блока индикации перегрузки применены резисторы типа ВС, МЛТ, СПЗ-38Б, С5-35В, ППБ, конденсаторы типа МБГО-2, K50-I2, К75-11 и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах.
Съемная декоративная рамка, входящая в комплект «S-90», «S-90D», обтянута трикотажным полотном, обладающим высокой акустической прозрачностью.
В комплект поставки входят четыре пластмассовые ножки, которые при необходимости можно прикрепить к основанию корпуса.


Схемы фильтров



Схемы S-90 - 35АС-012



Схема S-90 - 35АС-212



Схема S-90 - 35АС-1 (35АС-201)

Когда оба переключателя уровня S1 и S2 находятся в положении, показанном на схеме («макс»), сигнал на среднечастотную головку ВА2 подается через выравнивающий звуковое давление резистор R3, а на высокочастотную головку ВЗ - непосредственно. При переводе переключателя SI в среднее («норм.») или второе крайнее положение «мин.» в цепь головки В2 включаются различные делители напряжения, вследствие чего среднее звуковое давление, создаваемое громкоговорителем в диапазоне частот 500 Гц.. 5 кГц, снижается соответственно на 3 или 6 дБ При установке переключателя S2 в среднее или во второе крайнее положение включаются делители напряжения в цепь головки ВЗ. что приводит к таким же уменьшениям среднего звукового давления на частотах выше 5 кГц.
В делителях напряжения применены резисторы МОН (R2, R5) и ПЭВ (остальные).



Схемы S-90B, S-90D, S-90F S-100B, S-100D, S-100F


Внешний вид Фильтра S-90B

Аккустические системы серии S90(лично я видел S90,S90i,S90B,S90D и S90F)-одни из самых “крутых” колонок, которые можно было встретить в 90-е годы. В качестве НЧ звена использован 75ГДН-отличный динамик по тем временам. Но со временем всё меняется. Сейчас на рынке есть множество динамиков, которые превосходят в несколько раз 75ГДН по качеству звучания. Но хорошая буржуйская акустика стоит как минимум баксов 500, а это, по сравнению с нынешней стоимостью S90, сумма космическая. Здесь возникает вопрос: “как получить хороший звук и не остаться без трусов после покупки дорогих колонок?”. Можно конечно долгое время копить, а потом приобрести акустику баксов за 700 подумать: “за что я платил?”. (не всегда конечно, но бывает и такое).Идеального звука не бывает, а ковыряться в таких колонках с целью доработок страшновато из-за их ценника. Поэтому я предлагаю иной способ получения нормального, качественного звучания, вполне достаточного для квартирного прослушивания. (Сразу хочу оговориться - те, кто хочет переделать колонки ради интереса, даже начинать не стоит –все равно до конца не доделаете). Я не буду вдаваться в подробности выравния АЧХ, расчетов фазоинвертора (далее просто ФИ) и т.п., а просто расскажу как я переделал свои S-90B 87-го года выпуска. Начал я с того что купил их за 70 у.е. Акустика серии S90 имеет достаточно много “слабых мест”. Я постарался исправить каждое. Самым большим недостатком (и в прямом и в переносном смысле) из них является корпус - у него маленький обьём… да и вообще сделан он так,- лишь бы было. Низкие частоты в нём сильно бубнят. Поэтому корпус я решил сделать новый (при разборке старого я предварительно пометил полярность динамиков, чтоб потом не перепутать). Для нового корпуса неплохо подходит фанера толщиной 22 мм. Можно взять конечно и толще, но тогда колонка будет больше и тяжелее. В итоге у меня получился корпус с габаритами 350*360*1200 мм. и рабочим обьемом 106 литров (без учета ПАСа, фазонвертора и всех остальных внутренностей). В принципе размеры ящика можно сделать любыми – на усмотрения конструктора, главное чтоб обьем колебался в р-не 100 литров. При сборке необходимо соблюдать следующие параметры: 1) передняя или задняя стенка должна быть наклонена внутрь корпуса на 2-2,5 градуса для того чтобы не образовывались “стоячие” НЧ-волны внутри. Я наклонял заднюю, отступая сверху от вертикальной линии 5 см. 2) внутри нужно сделать рёбра жесткости, чтоб колонку не “раздувало” (нужно делать их так, чтобы потом на заднюю стенку можно было поставить фильтр). Для этого можно взять брусок на 25 или сделать их из той же фанеры. Рёбра я поставил в 2-ух местах перпендикулярно боковым стенкам. Сделаны они у меня из фанеры и “делят” колонку на 3 части. 3) все стыки при сборке нужно тщательно проклеивать(клеем или герметиком) и хорошо протягивать мебельными шурупами. Корпус должен получиться полностью герметичным, иначе звук будет искажаться. Шурупы я расположил на расстоянии 15мм. друг от друга, а их шляпки сделал “впотай”. Для проклейки использовал герметик “Body 999” 4) Внутри колонки не должно быть углов. Я добился этого при помощи деревянных реек, напоминающих плинтус. Можно также использовать для этой цели какую-нибудь замазку. 5) можно покрыть внутренность лаком для получения лучшего “отражающего” эффекта, но я этого не делеал Итак, когда будущие стенки корпуса выпилены из листа фанеры(лучше пилить на станке, иначе линии распилов могут получиться неровными, в результате чего корпус получится негерметичным), необходимо определиться с расположением динамиков. Центр НЧ-динамика я сделал на высоте 400 мм. от пола. ВЧ иСЧ динамики врезал почти под самый верх передней панели (с учетом “удобности” последующей сборки). Угол м/у их центрами у меня составляет примерно 30 градусов от горизонтали(СЧ звено нах. ниже ВЧ звена). Фазоинвертор я поставил под НЧ динамиком (его центр лежит на вертикальной оси НЧ динамика), но его можно сделать где угодно - разницы никакой нет. Единственное, что я бы посоветовал, сделать один ФИ, а не несколько. Диффузородержатели НЧ и СЧ звена можно “утопить” в корпус для красоты, но я этого не делал. Острый угол отверстия под НЧ динамик необходимо немного закруглить. После всего проделанного собираем корпус, учитывая вышеперечисленные нюансы. Одну из боковых стенок оставляем неприкрученной. После того как коробки (без боковых стенок) готовы, переходим к доработке динамиков. Самым слабым звеном в S-90 является СЧ-динамик 20ГДС. Он издаёт неприятные призвуки. Создаётся впечатление что звук доносится из картонной коробки. Я пробовал поменять его на широкополосники 20ГДШ, но результата особого не заметил. Существует ещё теоретическая возможность поставить вместо 20ГДС 35-ваттный средник(35ГДС), но за пару таких головок придётся раскошелиться ещё рублей на 700. Кроме того, если менять динамики, нужно будет рассчитывать новый фильтр, а это уже будет не модернизация, а изготовление новой акустики. Так что я попробовал добиться хорошего звучания от 20ГДС. Итак, поехали. Берём советский казеиновый шарик для настольного тенниса (китайские не подойдут - у них материал другой). Аккуратно распиливаем его на две части по шву. Зашлифовываем все неровности половинок шарика мелкой наждачкой. Необходимо добиться того, чтобы половинки свободно и без зазоров одевались на пылезащитные колпачки СЧ-динамика (выпуклость посередине, кто не знает). После этого устанавливаем половинки шариков на футляре из под фотоплёнки(для удобства дальнейших действий). Затем обезжириваем выпуклую поверхность половинок при помощи ватки и спирта. На соблазн “обезжириться” спиртом изнутри внимания лучше не обращать, иначе тонкая работа с динамиками приведёт к покупке новых. После обезжиривания поверхность трогать руками нельзя. Теперь разводим эпоксидную смолу с затвердителем в соотношении 1:2 (две части затвердителя). Далее очень тонким слоем наносим получившуюся смесь на обезжиренную поверхность полушариков. Удаляем излишки смеси кусочком газеты и оставляем сохнуть на 15 мин. Затем получаем графитовой порошок из стержня простого карандаша. Для этого нужно “натереть” карандаш на мелкой наждачке. После этого обильно посыпаем порошком подсохшую поверхность половинок и аккуратно растираем его ваткой, при этом постоянно добавляя порошок. Когда полушарики обретут сильный металлический блеск – всё готово. Осталось только их приклеить поверх пылезащитных колпачков динамиков. Для этой цели неплохо подходит “Суперцемент”, который продаётся в каждом хоз. магазине. При наклеивании необходимо обязательно соблюдать два параметра: 1) половинки должны располагаться строго по центру динамиков, 2) клеевой шов должен быть герметичным, иначе не будет никакого результата в проделанной работе. Лично я перед тем как что то делать с моими динамиками потренировался на старом порванном диффузоре, чего и вам советую. После всего проделанного динамики должны хорошо просохнуть. Остальные пункты доработки мы учтём когда будем вставлять динамики в корпус. Я также слышал что положительный результат получается, если приклеить колпачок диффузора на стержень динамика выпуклой стороной вовнутрь. Этот способ не пробовал, но говорят что результат от такой доделки нулевой. Далее добираемся до ВЧ звена(6ГДВ-16). Я бы посоветовал вычистить грязь из зазора в магните (она там есть у всех пищалок), подложить под купол кусочек распушенной ватки (для поглощения ВЧ волн, идущих под купол) и промазать снаружи ободок основания купола раствором герлена (герлен растворяем в бензине до образования вязкой массы, но чтобы она капала с кисточки). Если этого не сделать – ничего страшного. Всё равно после этих действий улучшения в звуке может различить только опытный человек с “намётанным ухом” Теперь доработаем фильтр (чтобы из пищалки не доносился свист). Для этого спаяем конденсатор и катушку последовательно и всё это припаяем параллельно к фильтру, на вывода ВЧ-динамика Индуктивность и ёмкость можно брать любыми, главное чтоб их произведение было равно 2,82 (мкФ*мГн). Какие провода использовать я расскажу дальше. Остальное учтем при окончательной сборке корпуса. Лично мне удалось “заколымить” у друга (кстати, ему спасибо за помощь) другую пищалку-10ГДВ-16. Купол у неё стеклоткани. Для её установки пришлось немного перепаять фильтр, но звук получился получше. Пара таких пищалок в магазине лежит за 640 руб. Так что если есть желание – можете приобрести – дело ваше. Низкочастотник я не трогал совсем. Просто смыл всю грязь с подвеса всё тем же спиртом. Итак, когда динамики полностью готовы к установке, переходим к следующим этапам. Сначала сделаем круглый фазоинвертор (диаметром 70 и длиной 180 мм.). Его можно скрутить из плотного картона, но мне удалось найти у себя в гараже пластмассовую трубу на 70 – она как нельзя лучше “вписалась в интерьер колонки”. Можно также сделать ФИ прямоугольным в поперечном сечении, но присутствие углов отрицательно влияет на низкие частоты. Если кому надо, вот р-ры прямоугольника: 38,5*100 и длиной 175 мм. При таком варианте “низы” будут более грубыми. Далее займёмся фильтром. Покупаем акустический кабель (около 25-30-ти рублей за метр, круче не надо) сечением 2.5 мм. Меняем ВСЕ провода на фильтре и провода идущие к динамикам. Также используем этот провод для подключения LC-контура, собранного нами раньше. Все регуляторы фильтра (регулятор децибел, НЧ и ВЧ резисторы – на разных версиях S90 они находятся в разных местах; у меня регуляторы стояли сзади) убираем из схемы. Провода идущие от усилителя меняем на хорошо экранированные (в толстой резиновой обмотке), сечением 3 мм. Можно взять и простые, но тогда будет больше потерь сигнала в проводе. Наконец убираем медные разъемы фильтра, в которые подсоединялись провода от усилка – их лучше припаять напрямую. Теперь начинаем потихоньку собирать всё это в одно целое. Начнём с установки динамиков. ВЧ головку нужно обязательно изолировать от общего обьёма корпуса. Сделать это можно любым способом. Я поставил пищалки на подиумы из фанеры, а отверстие в корпусе герметично заклеил накладкой из ДВП. М/у корпусом и ДВП вставил резиновую прокладку. Можно также отверстия под пищалки не делать сквозными. СЧ динамик необходимо вставить в ПАС (панель акустического сопротивления), который должен быть забит ватой. Перед установкой ПАСа в корпус необходимо обмотать его бинтом. Под бинт можно подложить тонкий слой ваты. Я взял ПАС от “Веги 50АС – 106” – он крадёт меньше обьёма внутри колонки. Установил его изнутри корпуса, т.е. прикрутил к внутренней стороне передней стенки корпуса вплотную к отверстию под СЧ головку. М/у передней стенкой и ПАСом положил резиновую прокладку и проклеил стык герметиком, а сам ПАС щедро обмотал ватой и бинтом. После того как ПАС установлен, вставляем динамик, предварительно обмотав его синтепоном (обматываем металлический диффузородержатель). Опять же под динамик кладем резиновую прокладку. Прокладки хорошо получаются из автомобильной камеры. Все соединения желательно проклеивать. Далее устанавливаем НЧ динамики. Для этого необходимо сделать для них мешки из обыкновенного тряпочного мешка из под картошки. Я вырезал две резиновые прокладки, которые подходят по размеру под низкочастотник, затем склеил их, проложив между ними края двухслойного тряпочного мешка. Получилось нечто похожее на мешок от пылесоса. Тоже самое я сделал для второго динамика. После этого прикручиваем низкочастотники на своё место, погрузив их в мешки. Опять же все соединения нужно хорошенько проклеить. Затем вставляем ФИ, также обмотав его ватой с бинтом. Когда динамики на месте, вставляем фильтр. LC-контур, собранный нами, устанавливаем на фанерке размером 70*70 и прикручиваем всё это на уровне пищалки. Сам фильтр ставим на заднюю стенку корпуса (м/у корпусом и фильтром кладем кусок ватина). Дальше делаем “звукопоглощающее” дно. Для этого берём мешок (из белого материала, не тканевый – не знаю как материал называется) и делаем из него двухслойный мешочек. Заполняем его отсеянным песком (5-6 кг.) и зашиваем. Затем приклеиваем его на дно колонки. После этого обклеиваем ВСЮ внутреннюю поверхность колонки звукопоглощающим материалом (ватин, синтепон, войлок). Толщина слоя обивки должна быть примерно 10 мм. – больше не надо. Можно сшить обивку из нескольких слоёв материала. Я нашёл подходящий ватин у деда в гараже, а клеил его на ПВА. Тем, у кого деда с гаражом нет, можно распороть старую фуфайку или матрас. В конце концов ватин продаётся в магазине. Все провода (предварительно скручиваем их между собой и обматываем бинтом) кладем под обивку. Провода припаиваем! (а не соединяем через штекеры) к динамикам, соблюдая полярность. Оставшуюся боковую стенку также обклеиваем и прикручиваем на своё место, не забывая про герметик. Осталось поставить колонки на конические ножки (вершиной вниз) высотой 20-25 мм. Их можно заказать у любого токаря за бутылку водки. Чтобы конусы не продавливали пол, надо поставить их на монетки. Теперь осталось придать акустике эстетический вид. Можете сделать это на своё усмотрение, хоть позолотить. Я сделал это так. Зашпаклевал все неровности и “потайные” шляпки шурупов, потом отшлифовал всю поверхность шлифмашинкой, затем покрыл колонки грунтовкой и наконец - покрасил их черной матовой краской. “Страшные лица” динамиков спрятал за черной бархатистой тканью, натянув ее на каркас из бруска на 10. Осталось сделать самое приятное – побалдеть под любимую музыку. Звук стал неузнаваемым. Получившаяся акустика превосходит по качеству многие зарубежные экраны.

Была у меня давно мечта - купить легендарные S90 и доработать их напильником, что бы сделать бюджетное решение на зависть всем. Долго мониторя различные барахолки я таки купил на одной колонки 35АС-212 «Радиотехника» S90 что 1981 выпуска (мои ровесники;)).
Состояние снаружи на твердую 4, внутри кривыми лапками никто не ковырялся. Минус был только один - басовик из одной АС был убит, о чем было мне честно сообщено, ну и очень мне не понравилось то что оба НЧ динамика покрасили серебрянкой (хорошо что краска не глубоко краска т.е. масса диффузора возросла ненамного).
За 1000 р. купил наборчик для творчества.
Будем дорабатывать.
Ох, чувствую сильные полемики между сторонниками доработок советской акустики и сторонников её закопать окончательно и без поворотно.
Сразу прошу прощения за качество фоток, ибо на момент доработки, да и сейчас у мне нет цифромыльницы кроме телефона.

Полезем внутрь

После прослушивания решил разобрать каждую колонку на предмет соответствия внутренностей паспортам колонок. Как выяснилось в качестве ВЧ стоят 10ГД-35, СЧ 15ГД-11А, а НЧ 35ГД(чего-то) не запомнил но с резиновым не пересохшим подвесом.
Первым делом я перемотал НЧ динамик.
Восстановление динамика для меня не составляло никаких проблем ибо занимался этим очень часто в молодости за денюжку. Оправки подходящего диаметра у меня к сожалению не оказалось, но голь на выдумки хитра и я отправился со штангенциркулем в кармане в ближайший строймаг. В качестве оправки купил какую сантехническую трубу вроде бы рублей за 20. Распилил её вдоль (это необходимо так как после намотки снять с оправки катушку иначе будет практически не возможно).
Прибавим еще 20 минут на намотку и центровку и сутки на просушку динамика. Все, динамик заиграл без посторонних призвуков и так же как не тронутый.

Начнем с ВЧ динамиков

Послушав результат и почитав великий интернет, начал думать дальше как сделать звук еще лучше. В основном все типы доработок сводятся к замене ВЧ, замене СЧ и демпфированию корпуса.
ВЧ действительно звучат не очень. Есть неприятные призвуки на ВЧ и отсутствие звонкости на СЧ. В ВЧ звене используются динамики куполами из какого то пластика/полиэтилена. Поставил для сравнения 10 Вт динамики с шелковыми куполами, звук по ВЧ стал намного прозрачнее и пропали призвуки которые просто резали слух. В итоге эти безродные динамики около 500 р за пару остались в них. Я покупал их давно и маркировка на них не читается, а что было написано на ценнике не помню. Можно использовать и динамики 10ГДВ с шелковыми куполами.

Замечу что сначала делал одну колонку и сравнивал звучание по тестовым дискам со звучанием оригинальной колонки. После прослушивания решаю оставлять переделку или возвращать все обратно. Все делалось на мой любимый слух который меня вроде бы никогда не подводил.

Доработка корпуса

Дальше я решил заняться НЧ, т.е. доработкой корпуса. Был куплен ватин за смешные деньги 38 р за метр длины и шириной 2 с чем то метра. Так же посмотрев на изготовленные фильтры прислушался к советам поменять всю проводку в колонках.
Демонтировал все динамики из колонок. Вынул фильтр и переключатели. Провода можно смело резать так как их все равно на замену.
Далее вырезал необходимый кусок ватина, взял у друга мебельный степлер, начал их внутри обшивать в 2 слоя.


Трубу фазоинвертора ставим на герметик и тоже обтягиваем ватином.

Следующее что необходимо сделать это доработать фильтр.

Схема фильтра простая

Переключатели я полностью отключил, так как они совершенно не нужны. Ненужные элементы с платы фильтра удаляем.
Меняем все тонюсенькие проводники в фильтре на нормальны медный провод.
Вот фильтр до переделки.

А это медный провод около 4 квадратов использованный почти для всех соединений

В итоге переделанный с убранными делителями и регуляторами


дальше устанавливаем его в корпус и закрываем ватином.
Также ватином закрываем весь СЧ бокс снаружи.

СЧ звено

В принципе после таких доработок, звук изменился в лучшую сторону, бас стал более четким, верхние частоты стали «прозрачнее» и «легче» но средние все равно мне не нравились не хватало верхней середины. Не хватало звонкости в вокале.
Порывшись в своих запасах нашел два 4ГД-8Е в отличном состоянии. Поставил один динамик и долго сравнивал полученный результат. Результат понравился. В одной блюзовой записи услышал удары щеточек по основному барабану. До этого я их не различал.
Но эти динамики простояли в акустике не долго.
Послушав недельку доработанные колонки пришел к выводу к тому что звук начал меня утомлять.
Вероятно все это вызвано тем что динамические головки 4ГД-8Е имеют очень высокую добротность и в закрытом боксе имеют очень изрезанную АЧХ. К сожалению нет нормального микрофона чтобы провести измерения. Да СЧ динамики оснащались ПАС из поролона закрывающего задние отверстия в динамиках. Сам СЧ бокс заполнен распушённой «глазной» ватой.

В интернетах часто писали про 5ГДШ-5-4 и 6-ГДШ-5, про то что они после установки ПАС отлично выдают СЧ. Пройдясь по соседним радиомагазинам купил пару 6-ГДШ-5 4 Ом за 110 р. Насколько я понял их устанавливают в бытовой радиоэлектронной аппаратуре. Заклеил тонким ватином окна в корзине диффузородержателя и поставил их вместо 15ГД-11А, благо установочные размеры у них полностью совпадают. Существует еще один способ доработки СЧ динамиков - пропитка подвеса мистическим герленом размешанным с кровью дирижера оркестра с ацетоном и нанесением тонким слоем на тыльную сторону диффузора. Но вешь я так понял это достаточно редка и в строймагах только руками разводят. Было бы взял на эксперимент ведь 110 р на пару новых динамиков не жалко.

После всех операций собираем полностью акустику и наслаждаемся новым звуком. Звук я тестировал на самодельном усилке высокой верности Сухого (боюсь щаз истинные ценители Hi-Fi будут извергать лучи поноса в мою сторону) Усилок кста я тоже сам собирал, с небольшими доработками по питанию и отыграл он уже точно более десятка лет, но так находится все в том же виде инженерного образца. Подключал все это к Sb Live! Проигрывая flac специальных дисков например аудио доктор. И просто wav и flac дисков которые специально рекомендуют для тестирования звукового тракта.

Итог

Затраты 1000 р. сама акустика
500 р ВЧ динамики
110 р СЧ динамики
рублей 150 ватин, клей скобы для степлера шурупы и прочая мелочь
Итого 1760 р.
Что же мы получили?

Вот такую симпатичную акустику

Далее идет только мое мнение и мнение моих друзей случавших её.
Друг владелец напольников jbl модельку не помню но стоят около 20 000 за однуи ресивера Yamaha, однозначно согласился что после доработки S90 переигрывают его комплект.
Меня звук полностью устраивает. Ходя по разным салонам с акустикой и слушая её я понимаю, что такой звук дешевле 15 000 р. за одну АС не купить.

ЗЫ Сейчас они играют совместно с Простым усилителем Гумеля и предварительным усилителем ВВ Сухого. Подключено все к той же звуковухе SB Live! и работает как фронт к 4.0 звуку для просмотра фильмов на ЖК панельке 37". Реализма в фильмах катастрофах хоть отбавляй. О добавлении саба даже не думаю.