Организация использования воздушного пространства что. Организация использования воздушного пространства

Специальность высшего образования: 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Специализация: Организация использования воздушного пространства
Получаемая квалификация: инженер
Форма обучения: очная и заочная

Цель обучения: подготовка высококвалифицированных специалистов, контролирующих и обеспечивающих безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе, а также оказывающих необходимую помощь летным экипажам.

Основным заказчиком диспетчеров является ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» , структурные подразделения которой осуществляют организацию воздушного движения по всей территории России. Для подготовки специалистов Госкорпорация организует целевой набор курсантов во многих регионах России, что дает возможность поступить в институт на льготных условиях, выплачивает курсантам-целевикам дополнительную стипендию, обеспечивает их преддипломную практику и трудоустройство.

Авиадиспетчеры – это специалисты, контролирующие и обеспечивающие безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе для того, чтобы предотвращать их столкновение, а в особых ситуациях, случающихся в полете, оказывать экипажу воздушного судна необходимую помощь. Контроль над движением самолета осуществляется c момента запуска двигателя, перед взлётом на аэродроме вылета, до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.

Диспетчер УВД осуществляет «проводку» самолета по заданному маршруту на аэродроме и далее по своей зоне ответственности в части воздушного пространства, называемой сектором, а потом передает управление ими, словно эстафетную палочку, диспетчерам других зон. Для успешного выполнения этой функции авиадиспетчер использует знания авиационных правил, летно-технических характеристик воздушных судов, воздушной навигации, авиационной метеорологии, английского языка и т. д.

В наши дни работа диспетчера УВД считается одной из самых интеллектуальных, ответственных и интересных.

У курсантов имеется возможность обучения на военной кафедре, после окончания которой им присваивается воинское звание «лейтенант».

По окончании института выпускники поступают на работу в центры ОВД (организация воздушного движения) - структурные подразделения основного работодателя - ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ", где они приступают к стажировке для работы в качестве диспетчера определенного диспетчерского пункта. После окончания стажировки (в среднем, через 3-4 месяца) они получают допуск к самостоятельно работе. Через 5-8 лет, набравшись практического опыта работы в различных условиях, диспетчеры, при условии соответствия определенным критериям, получают 2 или 1 класс квалификации, допуски к работе инструкторами, страшими диспетчерами, руководителями полетов.

Специальность высшего образования: 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Специализация: Организация использования воздушного пространства
Получаемая квалификация: инженер
Форма обучения: очная и заочная

Цель обучения: подготовка высококвалифицированных специалистов, контролирующих и обеспечивающих безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе, а также оказывающих необходимую помощь летным экипажам.

Основным заказчиком диспетчеров является ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» , структурные подразделения которой осуществляют организацию воздушного движения по всей территории России. Для подготовки специалистов Госкорпорация организует целевой набор курсантов во многих регионах России, что дает возможность поступить в институт на льготных условиях, выплачивает курсантам-целевикам дополнительную стипендию, обеспечивает их преддипломную практику и трудоустройство.

Авиадиспетчеры – это специалисты, контролирующие и обеспечивающие безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе для того, чтобы предотвращать их столкновение, а в особых ситуациях, случающихся в полете, оказывать экипажу воздушного судна необходимую помощь. Контроль над движением самолета осуществляется c момента запуска двигателя, перед взлётом на аэродроме вылета, до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.

Диспетчер УВД осуществляет «проводку» самолета по заданному маршруту на аэродроме и далее по своей зоне ответственности в части воздушного пространства, называемой сектором, а потом передает управление ими, словно эстафетную палочку, диспетчерам других зон. Для успешного выполнения этой функции авиадиспетчер использует знания авиационных правил, летно-технических характеристик воздушных судов, воздушной навигации, авиационной метеорологии, английского языка и т. д.

В наши дни работа диспетчера УВД считается одной из самых интеллектуальных, ответственных и интересных.

У курсантов имеется возможность обучения на военной кафедре, после окончания которой им присваивается воинское звание «лейтенант».

По окончании института выпускники поступают на работу в центры ОВД (организация воздушного движения) - структурные подразделения основного работодателя - ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ", где они приступают к стажировке для работы в качестве диспетчера определенного диспетчерского пункта. После окончания стажировки (в среднем, через 3-4 месяца) они получают допуск к самостоятельно работе. Через 5-8 лет, набравшись практического опыта работы в различных условиях, диспетчеры, при условии соответствия определенным критериям, получают 2 или 1 класс квалификации, допуски к работе инструкторами, страшими диспетчерами, руководителями полетов.

Организация ИВП - обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по ИВП, вклю­чающее в себя:

v установление структуры ВП;

v планирование и координирование ИВП в соответствии с государственными приоритетами;

v обеспечение разрешительного порядка ИВП;

v организацию воздушного движения, представляющую собой обслу­живание (управление) воздушного движения, организацию потоков воздуш­ного движения;

v контроль за соблюдением ФП ИВП.

Организация ИВП осуществляется органами единой системы организации воздушного движения РФ (ЕС ОрВД, соответствующий международный термин АТМ A ir T raffic M anagement) рис.2:

o Межведомственной комиссией по ИВП РФ;

o Управлением по ИВП и УВД Министерства обороны;

o ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а также

o Зональными межведомственными комиссиями по ИВП;

o дис­петчерскими пунктами в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

1.4 Структура воздушного пространства

Структура ВП – это совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскостях элементов ВП, предназначенных для организации и использования воздушного пространства (ИВП).

v виды обслуживания ВД (диспетчерское, полетно-информационное, консультативное, аварийное). Отметим, что в РФ применяется диспетчерское обслуживание ВД;

v правила выполнения полетов;

v летно-технические характеристики эксплуатируемых ВС;

v интенсивность полетов и вид ВД (регулярное или нерегулярное);

v тактико-технические характеристики радиотехнических средств обеспечения полетов и УВД;

v снижение до минимума числа передач управления ВС со стороны служб УВД;

v возможности диспетчерского состава как звена системы УВД по обслуживанию ВД.

Структура ВП устанавливается в соответствии с Воздушным кодексом (ВК) РФ, ФП ИВП РФ и включает следующие элементы:

v Зоны и районы ЕС ОрВД;

v Воздушное пространство приграничной полосы;

v Районы аэродромов и аэроузлов;

v Воздушные трассы (ВТ) и местные воздушные линии (МВЛ);

v Маршруты полетов;

v Спрямленные воздушные трассы;

v Воздушные коридоры пролета государственной границы РФ;

v Коридоры входа (выхода) на ВТ;

v Специальные зоны полетов ВС;

v Запретные зоны;

v Зоны ограничения полетов;

v Опасные зоны (районы пуска и падения ракет и их отделяемых частей);

v Районы полигонов, взрывных работ, противоградовых стрельб, производства авиационных работ и специальные районы.

Границы элементов структуры ВП устанавливаются по географическим координатам и высотам. Они указываются в соответствующих инструкциях и публикуются в документах аэронавигационной информации (АНИ). Элементы структуры ВП наносятся на радионавигационные карты (РНК).

ГЦ ЕС ОВД
Военный сектор
Гражданский сектор
ЗЦ ЕС ОВД
Военный сектор
Гражданский сектор
Военный сектор

Рис.3. Деление воздушного пространства государства.

Таким образом, существует два вида ВП - разрешен­ное для полетов ВС ГА, и запрещенное (ограниченное) для полетов ВС ГА.

ВП над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за ОрВД возложена на РФ, делится на нижнее и верхнее ВП. Границей нижнего и верхнего ВП является эшелон 8100 м (FL265), который отно­сится к верхнему ВП.

Контролируемое ВП - общий термин, определяющий ВП, в пределах которого УВД осуществляется с помощью средств управления и контроля: → двусторонняя радиосвязь и радиолокация или только двусторонняя радиосвязь.

Неконтролируемое ВП - это пространство, в котором УВД не осуществляется из-за необорудования средствами управления и контроля или ограниченных их технических возможностей. Воздушное движение организуется по информации о заявленных маршрутах полета и осуществляется с использованием бортовых радиолокационных и радиотехнических средств ВС.

По высоте выполнения полетов в ВП выделяются:

v предельно малые высоты – от 0 до 200 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

v малые высоты – свыше 200 до 1000 м включительно;

v средние высоты – свыше 1000 до 4000 м включительно;



v большие высоты – свыше 4000 до 12 000 м включительно;

v стратосфера – свыше 12 000 м и до стратопаузы включительно.

Список принятых сокращений

АДЦ АИП АМСГ АНЗ АСК АСР АС УВД АТБ АУЗ АХР БПРМ ВВС ВДПП ВЗП ВЗЦ ЕС ОрВД ВМДП ВНГО ВПП ВПР ВРЛ ВРЦ ЕС ОрВД ВСДП ГВПП ГДПП ГСМ ГЦ ЕС ОрВД ДПК ДПК МВЛ ДПП ДПР ДПРМ ДПСП ЗЦ ЕС ОрВД ИАС ИВПП КДП КДП МВЛ КПТ КСА КТА МБВ МВЛ МВС МДП МРМ НОТАМ ОВИ ОМИ ОПРС ОСП «ПАН» ПВО ПВП ПДО ПДП ПДСП ППП ПРЛ РД РДЦ РЛЭ РМС РНТ РПА РП АДЦ РПР РСБН РСП РТО РТ С РС ЕС ОрВД СДП СЧЛП ТВГ УВД ЭРТОС Аэродромный диспетчер Сборник аэронавигационной информации Авиационная метеорологическая станция (гражданская) Аэронавигационный запас топлива Аварийно-спасательная команда Аварийно-спасательные работы Автоматизированная система УВД Авиационно-техническая база Аэродромный узел Авиационно-химические работы Ближняя приводная радиостанция с радиомаркером Военно-воздушные силы Вспомогательный диспетчерский пункт подхода Визуальный заход на посадку Вспомогательный зональный центр ЕС ОрВД Вспомогательный местный диспетчерский пункт Высота нижней границы облаков Взлетно-посадочная полоса Высота принятия решений Вторичный радиолокатор Вспомогательный районный центр ЕС ОрВД с правом самостоятельного УВД или информации РЦ и (или) экипажей воздушных судов Вспомогательный стартовый диспетчерский пункт Грунтовая ВПП Главный диспетчерский пункт подхода Горюче-смазочные материалы Главный центр ЕС ОрВД Диспетчерский пункт круга Диспетчерский пункт круга МВЛ Диспетчерский пункт подхода Диспетчерский пункт руления Дальняя приводная радиостанция с маркером Диспетчерский пункт системы посадки (в аэропортах, где ПДП и ДПК совмещены) Зональный центр ЕС ОрВД Инженерно-авиационная служба ВПП с искусственным покрытием Командно-диспетчерский пункт Командно-диспетчерский пункт местных воздушных линий Концевая полоса торможения Комплекс средств автоматизации Контрольная точка аэродрома Минимальная безопасная высота Местная воздушная линия Минимальная высота снижения Местный диспетчерский пункт Маркерный радиомаяк Извещение пилотам о состоянии аэродромов, радиотехнических средствах, системах посадки и т.д. Огни высокой интенсивности Огни малой интенсивности Отдельная приводная радиостанция Оборудование системы посадки Сигнал срочности Противовоздушная оборона Правила визуальных полетов Производственно-диспетчерский отдел Пункт диспетчера посадки Производственно-диспетчерская служба предприятия Правила полета по приборам Посадочный радиолокатор Рулежная дорожка Районный диспетчерский центр Руководство по летной эксплуатации воздушного судна Радиомаячная система посадки Радионавигационная точка Руководитель полетов на аэродроме Руководитель полетов на аэродромного диспетчерского центра Руководитель полетов в районе УВД Радиотехническая система ближней навигации Радиолокационная система посадки Радиотехническое оборудование Радиотехнические средства Районный центр ЕС ОрВД Стартовый диспетчерский пункт Спланированная часть летного поля Точка входа в глиссаду Управление воздушным движением Эксплуатация радиотехнического оборудования связи

ВВЕДЕНИЕ



Выполнение своих функций любым коллективом будет эффективным только в случае достаточного уровня организации их деятельности. Со всей полнотой это требование достижения и постоянного поддержания высочай­шего уровня организации должно быть воплощено при организации системы УВД. При этом термин «организация» Понимается достаточно широко, включая организацию как самой службы движения, так и условий деятельно­сти всех ее структурных единиц, - от рационального деления воздушного пространства до разработки нормативных документов.

Под организацией системы УВД подразумевают совокупность мероприя­тий или действий (процессов) над материалами, ресурсами, техническим оборудованием, коллективами специалистов, объединяемых для выполнения поставленных задач по обеспечению деятельности системы УВД и ее посто­янному совершенствованию.

Организация воздушного движения (ОрВД)- это обеспечение возможно­сти эксплуатантам воздушных судов придерживаться планируемого времени вылета и прибытия и выдерживать наиболее предпочтительные профили по­лета при минимальных ограничениях и без снижения установленных уровней безопасности

ОрВД включает:

1.Обслуживание (управление) воздушного движения.

2.Организацию потоков воздушного движения

3.Организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслу­живания (управления) воздушного движения и организации потоков воздуш­ного движения.

Существует несколько видов обслуживания воздушного движения: по­летно-информационное, консультативное, диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения, а также аварийное оповещение, сами на­звания которых поясняют степень участия наземных служб, реализующих их в контроле и обеспечении полетов. На территории Российской Федерации устанавливается директивный принцип УВД, предписывающий обязательное подчинение экипажей воздушных судов указаниям диспетчеров УВД.


ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Организация воздушного пространства - это установление оптимальной структуры воздушного пространства в целях обеспечения его эффективного использования; Несомненно, что от уровня организации воздушного про­странства напрямую зависит безопасность полетов. В связи с этим, использо­вание воздушного пространства жестко регламентировано и подчинено оп­ределенным принципам, основные из которых будут рассмотрены далее.

Российская Федерация обладает полным и исключительным суверените­том в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воз­душным пространством Российской Федерации понимается воздушное про­странство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Использование воздушного пространства представляет собой деятель­ность, в процессе которой осуществляются, перемещение в воздушном про­странстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и дру­гих объектов), а также другая деятельность (строительство высотных соору­жений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юриди­ческие лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.